ГлавнаяРегистрацияВход НЕСУЩИЕ СИСТЕМЫ
Понедельник, 15.10.2018, 21:16
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ГЛАВНОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА им. Н.В. Цицина
Светлана Растегина  2010г.
Статья написана на основании дипломной работы Университета Натальи Нестеровой
 


Введение

Человек – часть природы. Не потому ли, он активно стремится участвовать в ее преобразовании и сохранении. Каждый мечтал когда-нибудь создать свой сад, будь то сад-огород или маленький Версаль, воспоминания о мавританской Испании или романтический сад в стиле русской усадьбы.
 
Казалось бы, еще недавно само понятие «ландшафтный дизайн» в нашей стране применялось исключительно к истории садово-паркового искусства.
Сегодня ландшафтный дизайн шагнул из парковых комплексов в частные владения. Причем, количество гектаров и соток не имеет значения. Уже есть примеры высококлассного оформления придомовой территории площадью менее сотки. 
Сегодняшний ландшафтный дизайн также отражает философские и мировоззренческие идеи своего времени, как и сто и двести лет назад. 
Современная стилистика, в отличие от классических стилей, более демократична, проста в воплощении. В определенной степени современные стили являются лишь стилизацией дошедших до нас основных направлений в садово-парковом искусстве, значительно обогащенных новыми идеями и технологиями. 
В XX веке наиболее ярко была выражена стилистика у таких направлений, как голландский сад, колониальный, романтический, сельский, модерн, хай-тэк. На пике моды сегодня экологический сад. Но российские дизайнеры еще не готовы сменить яркие летники на злаковые травы, а чопорный газон на цветущие поляны. 
Согласитесь, что, возможно, будет очень интересно на участке, когда-то бывшем огромным лесом разбить сад, который будет выглядеть как романтическое дворянское гнездо с затянутым ряской прудом, извилистым ручьем, поросшим курильским бамбуком, скамейкой под раскидистой ракитой, полянами из злаков и полевых цветов. 
Однако и через пять, и через десять лет российские дизайнеры будут в своих работах опираться на классические стили. Создавая свой собственный проект сада, трудно избежать эклектичности. Но эклектичность современного сада не отменяет определенных правил, которых следует придерживаться, чтобы сад был гармоничен и по форме, и по содержанию.
 
Современный ритм жизни, требует от человека постоянно быть в движении, поэтому так важно, чтобы в городской среде были парки, где можно отдохнуть и восстановить силы. Даже небольшие рекреационные зоны могут превратиться в отличные места отдыха, и подарить нам те несколько минут тишины и покоя, которых так не хватает порой в спешащем и наполненном шумом городе.

 

Исторический обзор

Главный ботанический сад один из крупнейших ботанических садов Европы. Он расположен в северной части Москвы на площади 331,49 га., на месте уникальных лесных природных массивов на территории города Москвы, фрагменты которых сохранились только благодаря научной и природоохранной деятельности Сада - это Ерденьевская роща в составе Останкинской дубравы и Леоновский лес. Впервые эти территории упоминаются в хрониках 1584 года, как земли, принадлежащие князьям Черкасским, в охотничьих угодьях которых любил охотиться еще отец Петра-I - царь Алексей Михайлович. В 1743 году эти земли перешли во владение Шереметевых, купивших «сельцо Осташково» с усадьбой.

 
Владелец «Останкино» граф Николай Шереметев, являясь восприемником новых идей садоводства, превращает ближайшую к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад, купленный позже) в Английский парк, формируя который садовник-англичанин стремился достичь естественного характера пейзажа. Были выкопаны 5 искусственных прудов, питающихся водой речки Каменки, одного из притоков Яузы. Из документальных источников известно, что основными древесными породами парка были дуб, липа и клен; из кустарников преобладали лещина, жимолость и калина. 
Официальной датой основания Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) считается 14 апреля 1945 г., когда Президиум Академии наук СССР принял решение о строительстве ботанического сада, присвоив ему титул Главный ботанический сад Академии наук СССР.


В Саду собраны богатейшие коллекции живых растений (10 тыс. видов, разновидностей и форм и 7 тыс. сортов). Проведено более 130 экспедиций в разные ботанико-географические регионы СССР (Европейская часть, Средняя Азия, Кавказ, Дальний Восток, Сибирь) и ряд зарубежных стран (на Кубу, в Индию, Гану, Монголию, Бразилию, Вьетнам, США и в страны бассейна Индийского океана). Уникальный коллекционный фонд служит базой экспериментальных работ и источником новых ценных растений, передаваемых в производство. В целом, коллекции растений открытого и закрытого грунта по числу таксонов, их разнообразию являются крупнейшими в стране, находятся на мировом уровне.
 

Описание разрабатываемого объекта

Территория Сада своеобразный ландшафтный ансамбль. Она была оформлена в традициях русской парковой архитектуры с использованием лучших образцов паркового дизайна: с прибрежным оформлением каскадов прудов, парадными партерами, садом непрерывного цветения, вересковым садом, садом декоративных форм, единственным в стране японским садом и другими уникальными экспозициями. Ботанический сад представляет собой огромный экспериментальный комплекс, включающий коллекционные и экспозиционные участки 219,4га, фондовую оранжерею 5725 кв. м, лабораторный корпус в Москве 4485 кв. м, лабораторный корпус в Снегирях (Московская обл.) 3840 кв. м, много других объектов.
 
 
А - главный вход
В - вход со стороны гостиницы «Останкино»
С - вход со стороны ул. Комарова
Д - вход со стороны ст. Метро «Владыкино»
1 - дендрарий
2 - заповедная дубрава
3 - розарий
4 - теневой сад
5 - сад прибрежных растений
6 - сад непрерывного цветения
7 - экспозиция растений природной флоры
8 - японский сад
9 - экспозиция культурных растений
10 - участки естественного леса
11 - лабораторный корпус
12 - фондовая оранжерея
13 - новая оранжерея
Географические координаты Координаты: 55°50′21″ с.ш. 37°36′03″ в.д.(G)(Я)
 
 Площадь 361 га - общая, в том числе: 
•52 га парковая территория 
•150,4 га экспозиция 
•52 га участок заповедного дубового леса
 
 
Реконструкция
 
В связи отсутствием ремонтных и поддерживающих работ, постройки сада и главные системы приходят в негодность. С течением времени разрушились и смотровая площадка главного пруда, и фонтан, и системы перелива в каскадных прудах. Помимо общей ветхости парка, существует и проблема стилевого облика. Изменилась сама основа общественной жизни, появились новые взгляды, требования и художественные задачи. 
Существующий образ сада уже не удовлетворяет общим тенденциям развития города. Необходимо обновление, как естественный и движущий жизненный процесс. Но следует подходить с пониманием к задачам самой реконструкции, заниматься не уничтожением, а улучшением, не сносом, а бережным восстановлением и обновлением, так как сама основа сада уже сложилась и весьма успешно существует. Передо мной открылись проблемы совмещения уже сложившейся структуры и возможного привнесения новых необходимых элементов и зон.
Помимо этого парковая территория требует общего благоустройства для удобного посещения и отдыха горожан. 
Требуют пристального внимания входные группы и фасады главного корпуса. В мои задачи вошла разработка единой художественно-композиционной основы для новых построек и элементов малой архитектуры, разработка дополнительного входа со стороны метро Владыкино, цветочных композиций и благоустройство центральной части сада, от Главного входа до каскадных прудов, включая последние.

 
Художественно-композиционная часть

В широком смысле стиль это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне регулярный и пейзажный. 


Основой композиции центральной части сада является регулярная плани ровка, но это не мешает включать отдельные пейзажные элементы на остальной территории. Происходит постепенное растворение регулярных частей парка и превращение их в пейзажные, по мере удаления вглубь территории, что поддерживает определенный композиционный эффект. 
Мощение, малые архитектурные формы, смотровая площадка и элементы благоустройства центральной части должны создать общую атмосферу парадности. Цветочные композиции, основанные на однолетних растениях дают возможность обновлять их каждый сезон, или даже несколько раз за летнее время. 
Огромная территория сада, большое количество научных и экспериментальных посадок диктуют основную структуру территории. Ее невозможно, да и не нужно менять. 
Мне хотелось добиться в своем проекте создания единой, на протяжении всей территории следования, завораживающей и успокаивающей атмосферы русской усадьбы. 
Этот стиль уже заложен в первоначальном проектном решении Главного Лабораторного Корпуса и некоторых других постройках.

Входные группы
 
Входные группы сейчас бедны по своему оформлению и не несут в себе никакой архитектурной задачи. А самое важное как известно это первое впечатление от увиденного. "Двери” в сад должны создать архитектурные акценты, соединяющиеся в единое целое с основными зданиями. Необходимо добиться единого стилевого решения всех архитектурных групп, но не навязчивого повторения, а бесконечной вариативности. 
Еще одной важной частью композиции должны стать ландшафтные группы разных стран мира. С учетом выбора места и рельефа под каждую. Первым ключевым звеном экспозиций станет уже созданный Японский сад. На территории могут появиться Сады Германии, Англии, Франции и многих других стран, с особенностями садового-паркового искусства и характерным набором растений и построек. Я думаю такая коллекция привлекла бы массовое внимание людей и пополнила и без того богатые разработки Главного Ботанического сада. 
Тем более такие композиции нам интересны не только с научной точки зрения, но и с культурно - исторической. 
Главной доминантой композиции центральной зоны является лабораторный корпус с прудом и фонтаном. К нему приходят основные аллеи этой части парка. Далее маршруты расходятся на несколько уровней. Первый это центральные, основные аллеи, второй - отходящие от первых дорожки и соединяющие их, третий - тропинки, приводящие посетителей к определенным тихим зонам отдыха.


 
Взаимодействие основных элементов
 
Стилистическое единство основных элементов должно быть выражено в общем оформлении сада, при этом отдельные зоны отдыха могут иметь разветвленные стилистические направления, подчиняющиеся общей идее. 
Все зависит от назначения зоны или территории, и от процессов проектируемых на ней. 
Центральная часть сада имеет регулярную планировку, с парадными клумбами и композиционно концентрируется на смотровой площадке пруда.

 

Все элементы этой части выполняются в стиле русской усадьбы, и имеют регулярную основу. Постепенно удаляясь к каскадам прудов регулярность должна уходить и сменяться свободной и продуманной системой дорожек и мест отдыха. Но, каждая зона отдыха должна быть тщательно спроектирована, иметь видовые точки и акценты, в виде скульптурных или цветочных элементов. 
Несмотря на удаленность от центра основные элементы главных аллей должны сохранять образ и принадлежность территорий единой идее, по средствам одинаковых элементов, таких как скамейки, фонари, указатели, ограды, заборчики.



 
Скульптурные группы

Скульптурные группы выполнены из бетона по специальной технологии. 
Бетон состоит из связующего - цемента и заполнителей в виде песка, щебня или гравия. 
Как скульптурный материал, бетон применим для декоративных целей в архитектуре зданий, для парковой скульптуры и других видов декоративного искусства. Технологический процесс создания скульптуры в бетоне состоит из следующих операций: подготовки модели, снятия формы из гипса, приготовления бетона, набивки бетонной смеси в форму, выдерживания бетонной скульптуры, снятия швов и декоративной отделки поверхности бетонной скульптуры. Отлитые в форме, или сформированные на гончарном круге, изделия украшаются рельефными или скульптурными деталями, выполненными вручную. Лепной декор придает изделию особое своеобразие. 
Все материалы, из которых изготовлена керамика, являются экологически чистыми и, после обработки современными грунтовочными пропитками, очень долговечными. Рельефы в бетоне тоже пропитаны водоотталкивающей грунтовкой и фасадной краской.

 

Мощение

Огромное количество дорог, дорожек и тропинок Ботанического сада диктует и разнообразие материалов применяемых при их проектировании. 
В зависимости от назначения, нагрузки на маршрут и удаленности от центральной части, применяются материалы такие как, асфальт (макадам), мозаика из плиток, булыжник, камень, гравий, литые плиты, блоки для мощения. 
Макадам излюбленный материал для подъездных дорог, его также называют асфальт. Он представляет собой каменную крошку, связанную гудроном или битумом. Чтобы добиться крапчатого эффекта необходимо посыпать поверхность белой каменной крошкой. 
Дорожки имеют огромное практическое и эстетическое значение. Это не только удобный и быстрый доступ в любые уголки сада, но и средство создания перспективы. Дорожки помогают развернуть панораму и замкнуть на себе восприятие как всего сада в целом, так и отдельных его частей.

 
Фонтан
 
Движущаяся вода обладает своим собственным очарованием, наблюдать и слушать журчание фонтана очень приятно. 
Система, позволяющая произвести установку фонтана включает погружной насос, головку для фонтана, регулятора потока и распылителя. В нашем фонтане вода образует арки из брызг брызги не должны быть слишком мелкими, чтобы их не относило ветром.

 
Новизна и оригинальность идеи
 
Идея создания на одной территории садово-парковых участков разных стран не только интересна, но и весьма полезна, в качестве обмена опытом и технологий. 
Ни в одном Ботаническом саду мира не представлены растения всех государств, а тем более культурные традиции и особенности ландшафтного дизайна. 
Причем основной задачей является не просто воссоздание типичных приемов ландшафтной архитектуры каждой из стран, но и проведение научных исследований, являющихся сферой интересов Главного Ботанического сада.
 

Заключение

После проведения реконструкции в рамках данного проекта, основная территория сада будет выделена как парковая зона, что позволит сохранить не предназначенные для этих целей научные посадки и насаждения. 
Тем самым будет достигнута золотая середина между двумя основными функциями сада: прогулочной и научной. 
Разработка четких прогулочных маршрутов поможет создать такую структуру, при которой основные, требующие защиты объекты останутся в стороне. 
К тому же появиться общий стиль Сада (русской усадьбы),выдержанный на протяжении всей территории. Все постройки будут входить в единый ансамбль, с четким архитектурным соподчинением. 
Центральная часть парка преобразиться вечерним освещением и подсветкой фонтана вместе со смотровой площадкой главного пруда. 
Но сад это постоянно развивающееся явление, поэтому любые проекты, касающиеся ландшафтных разработок выполняются не один год. Программа реконструкции такого объекта не может иметь конечного этапа, так как огромное количество зон и композиций требует постоянного изменения и преобразования.

 
* * *
Категория: Мои статьи | Добавил: чертежник (06.07.2010)
Просмотров: 4735 | Рейтинг: 5.0/65
Всего комментариев: 0

  Сутягин А.Е. © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz