ГлавнаяРегистрацияВход НЕСУЩИЕ СИСТЕМЫ
Воскресенье, 21.01.2018, 07:24
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

РУССКИЙ КОСМИЗМ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike

 
Космизм (греч. κόσμος — «упорядоченный мир») — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу[1][2].
В современном понимании космизм — это мировоззрение в основе которого лежит идея об единстве космоса, природы и человека, а также о единстве материального и духовного их проявления.
С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики).
В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В эзотерических и оккультных системах, таких как гностицизм, каббала, теософия и другие, космизм связан с представлением о Вселенной, управляемой невидимыми сверхъестественными силами, и соотносится с астрологическими представлениями о взаимосвязи звёздного неба с духовным и телесным аспектами человека[2].
В литературе космизм подразумевает: размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.
С точки зрения науки, космизм подразумевает космогонию — использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Эйнштейна и других[2].

Понятие русского космизма

Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной[4][5]. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства[5], а также эзотеризма[4].
 
Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы[6], хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии[4]. Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским[5][7]. В 1980—1990-х годах в российской литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие)[8].
Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями русского космизма, такими как религиозно-философское[9], поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое[10], экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими[8]. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа[5].
 
Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки[5]. Сторонники[4] видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры[5]. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства»[4].
 

Люди, чью творчество составляло идеи космизма или оказало значительное влияние на  космизм

Философы
 
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Сформулировал базисную идею, составляющую парадигму русского космизма: Мир (включая жизнь и человечество) есть закономерно эволюционирующая система. Философия Н. Ф. Федорова является синтезом православно-религиозной метафизики и теоретических идей естествознания[11]. Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Федоров считал, что в далеком будущем, с использованием достижений науки человечество сможет собрать (воскресить) из рассеянных атомов во Вселенной всех живших до сей поры людей. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817—1903). Разработанное им «Учение Всемира» являлось синтезом философии Гегеля и дарвинизма. По Сухово-Кобылину, человечество проходит в своем развитии три стадии — теллурическую, солярную (когда происходит расселение землян в пределах солнечной системы) и сидеральную (проникновение человечества в дальний космос) [11].
Олаф Стэплдон (1886—1950). В своих романах-трактатах, написанных в 30-е годы 20 века, провозгласил генную инженерию, освоение космоса и планетарную инженерию естественными этапами реализации божественного плана, поставив фактически науку на место религии, а бога заменив трансцендентным космическим йогом-созерцателем, для которого желательным путём развития человечества является научный прогресс, приводящий людей через эволюцию и бессмертие к экстазу созерцания красоты космического миропорядка.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821–1881). Проблема свободы человека в мире.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910). Непротивление злу насилием.
Блаватская Елена Петровна (1831-1891). Тайная доктрина.
Булгаков Сергей Николаевич (1871 - 1944). Софиология. Богочеловечество.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948). Космичность человека.
Рерих Николай Константинович (1874 – 1947). Пакта Рериха, соавтор Агни Йоги.
Рерих Елена Ивановна (1879 – 1955). Соавтор Агни Йоги.
Успенский Пётр Демьянович (1878-1947). Космологические идеи четвёртого измерения.
Флоренский Павел Александрович (1882-1937). Пневматосфера - сфера духа. Карсавин Лев Платонович (1882-1952). Философия всеединства.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853 — 1900). Философия всеединства.
Андреев Даниил Леонидович (1906 -1959). Роза мира.
А также философы: А.К. Горский, В.В. Докучаев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, В.А.Шмаков, В. Н. Муравьев, Н. А. Сетницкий, В. Ф. Купревич, А. К. Манеев.
 
Ученые

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. На смену хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, не случаен и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его концепция Точки Омега.
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
Иван Антонович Eфремов (1908—1972) — палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии (научная дисциплина, изучающая закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов, внёс огромный вклад в развитие научной фантастики, оказал влияние на судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765). Единство микрокосма и макрокосма. Мировоззрение космизма.
Одоевский Владимир Федорович (1803 - 1869). Идея «цельного знания». Единая наука о человеке и Вселенной.
Умов Николай Алексеевич (1846–1915). Самоорганизация живой материи в космосе. Агапе (греч. любовь)
Холодный Николай Григорьевич (1882–1953). Антропокосмизм.
Учёные (биогеохимия, геоморфология, геохимия, почвоведение, стратиграфия, учение о фациях): В.И. Вернадский, Н.А. Головкинский, В.В. Докучаев, А.А. Иностранцев, П.А. Кропоткин, В.А. Обручев, Ф.А. Слудский, П.П. Семенов-Тянь-Шаньский, И.Д. Черский.
Астрономы: О.А. Баклунд, А.А. Белопольский, Ф.А. Бредихин, Б.Б. Голицын, Б.Я. Струве, В.К. Цесарский.
Ракетно-космическая техника и освоения космоса: Н.И. Кибальчич (1881), С.С. Неждановский (1880—1889), К.Э. Циолковский (с 1883 г.), И.В. Мещерский (1897—1904), Ф.А. Цандер (1907— 1908), Ю.В. Кондратюк (с 1917 г.). Королёв Сергей Павлович, Гагарин Юрий Алексеевич.
 

Космизм в литературе и искусстве
 
Биокосмисты:
В начале 1920-х годов в Москве и Петрограде сформировались группы поэтов-биокосмистов, которые активно издавали свои произведения. Московское отделение биокосмистов возглавлял Александр Святогор (наст. имя Александр Агиенко), а петроградское отделение «биокосмистов-имморталистов» — Александр Ярославский. А. Ярославский писал об идее личного бессмертия, один из первых в стихах высказался об идее холодового анабиоза (крионики) человечества. Почти все биокосмисты пали жертвами террора в 1930-х годах.
 
Писатели, поэты-космисты:
Брюсов В. Я., Тютчев Ф., Бальмонт К. Д., В.Хлебников, А. П. Платонов, Н. А. Заболоцкий, Вяч.Иванов.
 
Художники-космисты:
П. П. Фатеев (1891—1971), А. П. Сардан (1901—1974), В. Н. Пшесецкая (Руна) (1879—1945/46), С. И. Шиголев (1895—1952), В. Т. Черноволенко (1900—1972), Б. А. Смирнов-Русецкий (1905—1993), М.В. Нестеров. Русский авангард: В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, В. Татлин.
Музыкальный космизм:
А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, С.И.Танеев, А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков, Н.К.Метнер, М.К.Чюрлёнис.
 
Педагогика русского космизма:
Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании. Хуторской А.В. Школа русского космизма.
 
 
• • •

Примечания
 
1. Гиренок И.«Космизм» (http://www.terme.ru/dictionary/879/word/%CA%CE%D1%CC%C8%C7%CC/) Новая философская энциклопедия, 2003.
2. Лобач В. В.«Космизм» (http://www.terme.ru/dictionary/175/word/%CA%CE%D1%CC%C8%C7%CC/)/ Новейший философский словарь (сост. А. А. Грицанов), 1998.
3. Исакова Н. В.Феномен глобальности в философии русского космизма (http://cosmizm.ru/c402n-v-isakova-fenom en-globalnosti-v-filosofii-russkogo-kosmizma/): Автореферат дис. канд. филос. наук : 09.00.03 : Краснодар, 2004.
4. Hagemeister M.Russian cosmism in the 1920s and today(https://books.google.ru/books?id=Kumg5iYYkWkC&lpg=P 1&hl=ru&pg=PA185#v=onepage&q&f=true)/ Rosenthal B. G. (ed.) The occult in Russian and Soviet culture.— Cornell University Press, 1997.— 468 p.— p.185—202.—ISBN 0-8014-8331-X, ISBN 978-0-8014-8331-8. (Information and Interdisciplinary Subjects Series)
5. Стёпин В. С.Глава VII. Стратегии теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки (http://www. philosophy.ru/library/stepin/07.html)// Теоретическое знание.— М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
6. По одной из версий, автором термина «русский космизм» является Юлия Шишина, сотрудница Чижевского в последние годы его деятельности, см. Будков В.А.Философские аспекты экологии человека в свете воззрений русского космизма (http://www.veinik.ru/veinik/articles/86/589/attach.doc.)// Труды Московского филиала СибНИЦАЯ, вып.1, М., 1994.
Архивировано (http://www.webcitation.org/65Ob3eFa1) 12 февраля 2012 года.
По другим сведениям, термин был предложен Николаем Гаврюшиным в сентябре 1970 года с целью обозначить направление, к которому принадлежал Циолковский, см. Огурцов А. П.Русский космизм (Обзор литературы и навигатор по сайтам Интернета) (http://vox-journal.org/content/vox4-11ogurcov.pdf). // Философский журнал Vox, вып.4, май 2008.
Архивировано (http://www.webcitation.org/65Ob4AdT5) 12 февраля 2012 года.
По третьей версии, термин «философия русского космизма» ввёл в научный оборот Ф. И. Гиренок в 80-е годы XX века.
7. Казютинский В. В. Мировоззренческие ориентации современного космизма (http://readings.gmik.ru/lecture/200 7-MIROVOZZRENCHESKIE-ORIENTATSII-SOVREMENNOGO-KOSMIZMA)// Чтения памяти К. Э. Циолковского. Калуга, 2007.
8. Куракина О. Д.Софийная эстетика русского космизма (http://iph.ras.ru/elib/Or2_5.html.)// ИФ РАН. Архивировано (http://www.webcitation.org/65Ob4jecq) 12 февраля 2012 года.
9. К религиозно-философскому направлению русского космизма исследователи относят Владимира Соловьёва, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Елену Блаватскую, Николая и Елену Рерих и других.
10. К представителям эстетического, поэтически-художественного и музыкально-мистического направлений русского космизма исследователи относят Владимира Одоевского, Александра Сухово-Кобылина, Велимира Хлебникова, Александра Блока, Андрея Белого, Михаила Врубеля, Александра Скрябина и других.
11. Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д. Путями русского космизма.— М.: Либроком, 2011.
12. Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».— М.: Радуга, 2007. Статья «Космизм»
 

Литература
• Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с. — ISBN 5-7-155-0641-7.Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и её отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2 (Рассматриваются оккультизм, космизм и валеология)
• Ваней Е. Некоторые аспекты русского космизма. Новосибирск, 2007. — 188 c. — ISBN 5-900152-57-X.
• Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д. Путями русского космизма. Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной. — М.: Либроком, 2011. — 144 c. — ISBN 978-5-397-01711-4.
• Космизм — статья в Литературной энциклопедии Железняк Г. В. «Философия космизма: от древности до наших дней» (автор — директор Харьковского планетария им. Ю. А. Гагарина).
• Казютинский В. В. Проблемы типологии космизма как феномена мировой культуры // Научные чтения памяти К. Э. Циолковского. Калуга, 2009.
Категория: Мои статьи | Добавил: чертежник (07.01.2018)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0

  Сутягин А.Е. © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz