ГлавнаяРегистрацияВход НЕСУЩИЕ СИСТЕМЫ
Четверг, 14.12.2017, 12:41
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [21]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

О РЕКОНСТРУКЦИИ ПЛОЩАДИ НОВОГИРЕЕВО
Быковская Е.С. 2010г
e-mail: drumlena@mail.ru
Статья написана на основании дипломной работы Университета Натальи Нестеровой




Введение
 
 Особенность архитектурно-композиционного решения площади Новогиреево по замыслу архитекторов 70-гг являлось ансамблевая стройность, простота и ясность архитектурных форм свойственное воззрениям той эпохи. К сожалению, эпоха бурных экономических преобразований отразилась на обустройстве площади не в лучшую сторону. В настоящей работе предпринята попытка вернуть площади былую открытость добавив (в разумной степени) лучший опыт современной архитектуры и современных технологий.
 
 Район Новогиреево находится в Восточном административном округе г. Москвы. Исторически сложившейся узловой зоной района является так называемая площадь Новогиреево.
 
 Площадь Новогиреево с Южной и Западной сторон ограничена транспортными магистралями: Зеленым проспектом и Свободным проспектом, соответственно. С двух других сторон площадь отчеркнуто зданием кинотеатром «Киргизия» (окончание строительства 1972г.) и зданием Торгового дома «Перовский», год постройки 1977). Участок имеет прямоугольную, вытянутую с юга на север форму. Длинная его сторона, параллельна Свободному проспекту, короткая - Зеленому проспекту. Между Свободным проспектом и участком расположено здание рынка. С восточной стороны к участку прилегают здания кинотеатра "Киргизия" и магазина "Сантехника". Общая площадь реконструируемого пространства 43 050 м.кв.
 

 История места Новогиреева (или по старинному Гиреево) тянется с XVI. В конце XIX века поселение превращается в дачный поселок. Согласно биографическим источникам одну из дач в 1899г. занимал художник И.И Левитан.

 В 60-е годы XX века было положено начало радикальной перестройки Новогиреево, когда на месте бывшего дачного поселка и более поздних хибар встали новые пяти- и двенадцатиэтажные дома со всеми удобствами. Застройка велась методом индустриального панельного домостроения. К сожалению, однообразие применяемых моделей домов и скудность архитектурно-планировочных решений того периода сделали клетчатые кварталы разных районов Москвы до боли похожими один на другой.
 
 В начале 70-х годов застройка стала более привлекательной: многоэтажные кирпичные дома оформили Свободный проспект. Оригинальные здания Перовского универсама и кинотеатра "Киргизия" образовали площадь, которая после открытия Калининского радиуса метро в 1980 году стала крупнейшим в районе узлом торговли и транспортных коммуникаций.
 
 В настоящий момент территория площади застроена малозначащими с архитектурной точки зрения торговыми строениями и частично занята хаотичной стоянкой автотранспорта. На площади имеется выход станции метро «Новогиреево». Станция расположена под пересечением Зеленого и Свободного проспектов в Новогиреево.
 

Архитектурно-социальный замысел реконструкции
 
 Архитектурно-композиционное решение площади Новогиреево - это попытка воплощение «синтетических» принципов проектирования в конкретных условиях городской среды. По другому говоря, это попытка моделирование «внешнего городского ландшафта» в «интерьерном» замкнутом пространстве площади, делающим весьма условную границу между внутренним и внешним.
 
 Проектными решениями, на мой взгляд, достигается помимо сугубо утилитарного, еще социальный, эстетико-образовательный эффект, выраженный в создании коммуникационного каркаса композиции площади. Который, в свою очередь, передает основную художественную идею композиции внутреннего пространства и в значительной степени определяет социальную эффективность объекта в целом, то есть:
 
 - превращение площади, как сугубо архитектурного объекта в социально-общественный центр;
 
 - увеличение темпов информации и обслуживания, повышения комфорта и комплектности контактов с населением города, сокращение времени на приобретение покупок и получение услуг;
 
 - воспитание навыков поведения и культуры потребления;
 
 - пропаганда определенного стиля и образа жизни.
 
 Можно сказать, что чем насыщенней становится общественная жизнь в городе, тем более усложняется не только структура социально-общественных центров, но там выше становится концентрация и интенсивность социальных функций как в целом городе, тем активней возникают социально-общественные «узлы» с их транзитными и «конечными» зонами, тем больше возрастает их плотность и актуальность для современного развития не только общественных зданий, но и вопросов градостроительства в целом.
 
 Таким образом можно говорить о потенциале появления социально-общественных «узлов» в структуре переуплотненной городской ткани. К тому же развитие подземной урбанизации (метрополитен) предопределяет возникновение пространственной решетки подобных «узлов», связанных в единую систему полифункционального взаимодействия населения и сферы услуг.
 
 Функциональное идея реконструкции: устройство многоярусных рекреационных зон и распределение людских потоков между объектами площади Новогиреево.
 
 Организация многоярусных рекреационного пространство имеет элемент новизны и раннее в проектировании городской среды не использовалось. (по крайней мере на основании изученных мною информационных источников). 


Немного "философии":
 
 Городской дизайн как самостоятельная художественная сфера в нашей стране сравнительно молод, но поле деятельности у него сейчас невероятно огромное, ведь усилиями предыдущих поколений построены большие современные города, грандиозные архитектурные ансамбли, массивы новых жилых районов, мощные автомагистрали, бульвары. Наступило время "обживать" это архитектурное пространство с помощью художественных средств.
 
 Занимаясь размещением силуэтных градообразующих ансамблей, нельзя забывать о городской среде, как форме эстетического воздействия на человека. Размещение отдельных элементов и комплексов малых архитектурных форм, рекламы, скульптуры, грамотного подбора сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как правило, на уровне человеческого глаза, позволит воздействовать на подсознание граждан, воспитывая их вкус и культуру.
 
 И вот здесь возникает одна из серьёзнейших проблем архитектуры - соразмерность человека и формы, человека и всем городом в целом. Перед нами встает вопрос со-масштабности архитектуры.
 
 Эта проблема актуальна. Её решения обычно ищется в двух направлениях. Первое направление прагматическое: если ещё пока и не ясно впечатление от абсолютных размеров сооружения, если человек не в состоянии определить их величины, сопоставляя их с самим собой, то и не требуется искусственными мерами приводить здание к масштабу человека.
 
 Второй путь традиционен. Этот путь сводится к приданию зданиям горизонтальных членений. Этот способ восходит к принципам Возрождения. Нигде лучше и выразительнее не достигалось величие и вместе с тем масштабность крупных объемов дворцов и храмов, чем в сооружениях эпохи Возрождения. Членения, связанные с большими высотами этажей, также были величественны, но одновременно они давали легко читаемые соотношения с человеком.
 
 Однако, существует и третья характеристика масштабности, ибо города (и здания в них) строятся и существуют не сами для себя. Город – организм, предназначенный для удобной коллективной жизни человека, для обеспечения лучших (оптимальных) условий производства и потребления материальных и духовных благ, культуры, искусства, науки и пр. А поэтому город должен быть соразмерен человеку, со-масштабен ему.

Визуальная идея реконструкции:
 
 Системообразущие здания площади (архитектурная доминанта) - здания кинотеатра «Киргизия» и торгового дома «Перовский» были построены из сборного железобетона (основного строительного материала 60-хх - начала 80-х гг) и ввиду этого имеют кубическую форму. Мною была предпринята попытка связать эти два объема пластической формой с устройством многоярусной концентрической галереи.
 

 Внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при большой нагрузке;
 
 Свободно развивающееся пространство с его многоплановостью и прозрачностью, что способствует целостному его восприятию;
 
 Структуризация пространства – чередование различных форм, структур, масс и пространства с постепенными переходами;
 
 Пластичность форм – упругие и лёгкие изгибы сплошных и широких поверхностей, выполненным из железобетона; динамичность - как реальные движения, так и выраженные в форме прекратившееся движение (роста и развития).
 
 Форма концентрической галереи со спиралевидным ограждением была подсказана «улиткой» музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Ф.Л. Райта. Идея спиралевидности приходит из далекого прошлого человечества, можно вспомнить Большую мечеть в Самарре или обсерваторию майя на Юкотане.

     
 
 Воплощение:
 
 Основными градостроительными элементами объекта реконструкции являются:
 
 - Концентрическая трехъярусная галерея;


 - Пластичная переходная галерея обратной кривизны;


 - Существующие объемы площади: кинотеатр «Киргизия» и торговый дом «Перовский», в качестве опорных точек;
 - Эспланада площади Новогиреево;


 - Малые архитектурные формы площади: лавочки, искусственный водоем, элементы освещения и т.п;


 - Подземная 2-х ярусная автостоянка.
 
 Концентрическая галерея состоит из железобетонных плит перекрытий, которые через «бионическую» структуру балок передают нагрузку на 8 цилиндрических железобетонных колонн. Внутри галереи размещается панорамный лифт закрепленный на собственные стальные направляющие. Со стороны площади для использования малоподвижными группами населения к галереи ведет пандус. Галерею опоясывает спираль, выполненная из тонкостенных металлических панелей с порошковой окраской, выполняющая функцию ограждения.

 
 Переходная галерея выполнена также из монолитного железобетона, с опиранием перекрытий на колонны, расставленные вдоль «движения» линии галереи с определенным ритмическим рисунком. Верхние перекрытия галерей оборудованы системами внутреннего ливнеотвода, уходящими в городскую канализации.
 
 Здания ТД «Перовский» со стороны площади отделывается структурным остеклением по алюминиевому каркасу. С остальных сторон здание облицовывается навесным фасадными со системами из стальных панелей (с порошковой окраской) с дополнительным утеплением базальтовыми плитами. Это позволяет снизить теплопотери здания и повысить огнестойкость стен. Для увеличения инсоляции внутренних помещений на кровле здания предусмотрен зенитный фонарь.
 
 Цветовые решения разрабатываемого объекта выбраны мягких «незвучных» тонов, как правило это естественный цвета основного строительного материала - бетона.
 
 Цвет, как бы, отступает назад, позволяя возможность говорить «языку формы».
 
* * *

 

 Что касается общего оформления площади можно выделить следующие элементы:
 
 - Пешеходная зона площади выделена путем обустройства малыми архитектурными формами (скамейки, клумбы, светильники наружного освещения, навес-беседка, стенды для афиш и реклам).
 
 - Малые архитектурные формы выполняют не только практическое назначение, но и являются одним из главных элементов декоративного оформления сада в ландшафтном дизайне и благоустройстве территорий.
 
 - По центру площади выполнен декоративный пруд с абстрактной архитектурной композицией.

 - Так как реконструируемая площадь предназначена для кратковременного отдыха населения, поэтому на ее территории решено разбить сквер. Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, отдельные группы деревьев, элементы художественного оформления в виде скульптуры, водоема.
 
 - Для придания выразительности площади в вечернее и ночное время предлагается устройство различных типов светильников таких как: грунтовые светильники; акцентирующие и заливающие светильники которые необходимы для подсветки стен, объектов и их фактур, деревьев, кустарников; наземные светильники, "столбики" — применяются для подсветки дорожек, подъездных путей, газонов, клуб и растительности.
 
 


* * *
 
 Современная теория градостроительства содержит понятие о системе озелененных территорий, которые, пронизывая город, имеют основное назначение - оздоровление городской среды. Именно в соответствии с этим назначением принимается как оптимальная структура «зеленых клиньев», объединяющих озелененные территории, необходимые для отдыха. В известном смысле озелененные территории, в том числе зеленые клинья играют роль защитных зон, ограждающих определенные части города от влияния суперурбанизации. Для многих городов подобная система озеленения органически связана и с определяющими ландшафтными факторами, и с исторически сложившейся планировочной структурой. Наиболее известным примером такого рода является Москва, для которой идея «зеленых клиньев» и теоретически, и практически основана на ее своеобразии, вероятно, больше, чем в любом другом городе.
 
 Современный город, как полиструктурная система, нуждается в "о-экологизации". Город как всякую живую, в отличие от машины, систему можно эффективно совершенствовать только как единое целое, но не по частям.

 Если смотреть исторически - при строительстве русских городов традиционная национальная культура всегда имела экологическое направление.
 
 В современных условиях необходимо пересмотреть узкоэкономический подход к архитектуре и градостроительству и заменить его на "экосоциальный”, исходящий из нужд саморазвития города как живого организма.

* * *
Категория: Мои статьи | Добавил: чертежник (31.05.2010)
Просмотров: 2162 | Рейтинг: 5.0/58
Всего комментариев: 0

  Сутягин А.Е. © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz